?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Одна из главных целей посещения столицы Вьетнама, Хо Ши Мина, возможность попасть в легендарные туннели Ку Чи (Cu Chi Tunnels). Мы планировали арендовать байк и съездить туда самостоятельно. Правда, смущало, что туннели находятся не близко от города. В интернете и турагентствах нам почему-то называли расстояние в 30, 50 и даже 75 км от города Хо Ши Мина. При этом всех туристов, кто оплачивает организованную экскурсию, везут в одно место, рядом с деревушкой Бендинь.
Не спеша прогулялись по центру города, выяснили, что аренда байка стоит 3-5$ в день + бензин. Правда, рассчитать точно сколько времени потребуется, чтобы добраться до туннелей в сложившихся обстоятельствах сложно . Да еще и хорошей карты окрестностей не было. Но главное, мы были сильно ограничены о времени, т.к. кроме поездки в туннели в этот же день у нас был запланирован вылет в Джакарту...


Обойдя несколько турагентств, решили, что будет проще купить экскурсию. Так мы можем быть уверены, что успеем все посмотреть и гарантированно вернемся обратно не позже 14. Мы конечно очень не любим ездить организованными экскурсиями, делаем это в самых крайних случаях. Необходимость держаться группы, отсутствие возможности двигаться в своем темпе и строгое ограничение по времени пребывания обычно портит впечатления. Но в этот раз строгие временные рамки были необходимы.
Экскурсия на двоих обошлась в 160 000 Д (7,6$). Это самая низкая цена, которую удалось найти, кроме того, поскольку оплата производилась поздно вечером и группа уже была набрана, нам дали дополнительную скидку. Получалось, что стоимость экскурсии = стоимости самостоятельной поездки на байке. Зато без нервотрёпки, жаркого солнца и необходимости распутывать клубок азиатских улиц.
Утром завтракаем в кафе, наблюдая за жизнью на улице: улыбчивая бабуля жарит картошечку в большой сковороде на проезжей части, мужчина с огромной сумкой продаёт свежую прессу, громко выкрикивая названия газет, около столов на улице официанты поливают водой горячий асфальт, водители велорикш лениво щурятся на солнце, в ожидании клиентов, женщина в конусной шляпе прямо с велосипеда предлагает купить бананы… всюду продавцы! Очки, карты, путеводители, акварельные картины, одежда, вяленая рыба, обувь, платки, сок, суп…






После завтрака небольшая прогулка и уже в 8 утра от агентства нас забирает автобус. Мы лавируем по узким улицам в одном автобусе с сонными европейцами, узнаем об их состоявшихся поездках по надписям на одежде: Tubing at Vang Vieng, Full moon party at Koh Phangang, I love Bangkok, Halong Bay…

В Хо Ши Мине проживает около 8 млн. человек, при этом количество мотобайков запредельно высокое - около 6 млн.! Невероятно! Но, не смотря на то, что байки гораздо мобильнее машин, город все равно находится в плену пробок.


Через час пути остановка для туалета. Конечно, водитель мог бы остановиться у любой заправки, но это был бы не азиатский водитель! Туалет оказался на территории мебельной фабрики, поэтому прежде чем мы попали в пункт назначения нас провели через цех, где выпиливали, строгали, покрывали лаком, рисовали, шлифовали… Короткий ненавязчивый рассказ про технологии создания различных изделий из дерева и вот мы у цели. Вернуться в автобус не так-то просто – обратный путь проходит через магазин при фабрике. Таким вот хитрым образом мы оказались среди длинных полок с тысячей изделий: посуда, обувь, мебель, аксессуары…


Эта напомнило времена, когда я ездила отдыхать в Турцию или Египет по путевке. Трансфер из гостиницы в аэропорт загадочным образом включал в себя обязательную остановку в совершенно не нужном месте, типа фабрики по производству сладостей, изделий из кожи … Таким вот наглым образом у меня отнимали драгоценные часы отдыха…

К счастью, никто не ринулся покупать кресла и столы, поэтому остановка заняла немного времени. И уже через полчаса мы были у входа на территорию туннелей. Оплата входного билета была включена в стоимость экскурсии, поэтому через несколько минут мы оказались в лесу, в местах, где когда-то воевали тысячи людей.

Сложнейшая система туннелей Ку Чи простирается до самой границы с Камбоджей. Это 250 км вырытых вручную многоуровневых туннелей, включающие в себя госпитали, пункты питания, комнаты для собраний, склады, жилые помещения, мастерские. Подземный город создавался подручными средствами в конце сороковых годов еще во время войны с Францией. А после, туннели расширялись и удлинялись уже во время войны с Америкой. В целом на создание лабиринта ушло около 15 лет. Примечательно то, что во время войны штаб-квартира американцев располагалась прямо над подземным городом!

Туннели и входы были расширены для любопытных туристов примерно в 1,5 раза. Кстати, некоторым крупным посетителям даже отказывали в возможности исследовать лабиринт :)


А это входы в туннели, оставшиеся не тронутым со времен войны. Невероятно узко! Американцы вообще долгое время не придавали им значения, думая, что это норы животных.




Спускаемся вниз. Сыро, влажно, душно, тесно…


В туннелях партизаны пережидали зачистки, а после совершали неожиданные атаки. Американцы, узнав про туннели, активно с ними боролись, распыляя дефолианты, которые вызвали масштабное заражение воды и почвы. Для спасения создавались скрытые входы под водой, в реках и озерах, вода задерживала ядовитые вещества, не позволяя им распространяться по туннелям.


Настоящей проблемой стали «туннельные крысы» - специально обученные низкорослые, худощавые корейские и филиппинские солдаты. Вооруженные бойцы проникали вглубь подземной базы и уничтожали партизан, взрывая за собой помещения. «Туннельные крысы» наносили ощутимый урон вьетнамской стороне. При этом американцы и сами несли серьезные потери – в туннелях было огромное количество ложных ходов и смертельных ловушек. Вьетнамские партизаны, узнав о проникновении очередного врага, запускали в коридоры скорпионов и ядовитых змей!
Действительно тяжелые последствия нанесли ковровые бомбардировки, в лесу до сих пор сохранилось большое количество воронок от разорвавшихся бомб. Но даже в этих условиях подземный город продолжал существовать. Так во время войны в туннелях одновременно могло находиться до 16 тыс человек!

Самое увлекательное – ползать по туннелям, которые не расширяли для туристов, там было действительно клаустрофобично узко! Передвигаться получалось не просто, только гуськом, а иногда даже приходилось ползти на локтях. Перемещаясь между разными уровнями, начинаешь чувствовать себя кротом в подземелье. В голове никак не укладывалось, что всё это вырыто вручную!


Попасть в подземный город было весьма не просто. Замаскированные входы в подземелье обнаружить невероятно сложно. Мы долго пытались отыскать вход, всматривались в сухую листву, кустарники, пытаясь найти хоть что-то напоминающее вход. Лаз идеален для вьетнамца, но крайне узок и не проходим для широкоплечих американских военных.


Наши приятели опробовали это на себе


Подземный пункт питания. Трубы от печей выводили вдали от столовой, чтобы еле заметный дым выходил в ложном месте.


Вентиляция туннелей была отлично замаскирована, скорее это было похоже на земляную насыпь, термитник, нору животного или змеи. Для собственной маскировки вьетнамцы пользовались американским мылом, надевали одежду убитых противников и рассыпали перец, чтобы сбить со следа собак-ищеек.

Кроме увлекательного ползания по туннелям у нас была возможность узнать, как именно сражались вьетнамские партизаны. В связи с отсутствием должного снабжения, приходилось изготавливать самодельное оружие. Например, такие «бомбы» запускали с деревьев в противника


А вот устройство, крепившееся за дверью, у входа в дом. При открывании двери на человека падает тяжелая конструкция с заточенными штырями. При ударе протыкаются области коленей, паха и живота


Такой ловушкой можно охотиться на леопардов или медведей, но во время войны в эти капканы попадали американские солдаты, внизу колья заточенного бамбука. Кроме того, из осколков снарядов выковывали острые штыри, а неразорвавшиеся бомбы были источником взрывчатки.


Самодельные капканы, из некоторых выбраться невозможно – малейшее движение создаёт невероятную боль


Военные снаряды


Хитрая вьетнамская обувь – надевается с любой стороны, позволяет оставлять следы в обратную сторону. Эта прочная и легкая обувь изготавливалась из старых шин, а срок её службы доходил до пяти лет.


Кстати, мне все-таки удалось найти нормальную карту проезда. Думаю, пригодится кому-нибудь.


Информацию о стоимости билетов, времени работы можно узнать на официальном сайте www.cuchitunnel.org.vn



Comments